Номинация «Мастерская умельцев» (аудиторная модель) районного конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Автор: Кузюрин Олег Юрьевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
2014год
Краткая аннотация проекта
Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решать
Роджер Левин
Образовательный проект – это возможность делать что-то интересное в группе, максимально используя свои возможности для решения какой либо проблемы, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Образовательный проект « В жизни нам необходим узел всех узлов - булинь» разработан в рамках программы «Три ступени туристского мастерства», реализуется в туристском клубе «Оптимист», который посещают подростки 12-16лет. Автором и координатором проекта является руководитель клуба Кузюрин Олег Юрьевич, участниками проектной группы - обучающиеся клуба. Срок реализации проекта - февраль-март 2014года.
В процессе реализации проекта участники приобретут опыт участия в проектной деятельности, научатся самостоятельно добывать информацию из различных источников, пополнят свои знания об универсальном узле - булине, истории его возникновения, его свойствах. Используя результаты исследований, дети приобретут практические навыки применения узла в туристской практике, в сложных экстремальных ситуациях, научатся самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.
Заключительным этапом станет защита проекта, презентация темы исследования, результатов реализации проекта, публичное представление результатов проекта в рамках конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
Приобретенные знания, умения и навыки пригодятся участникам проекта в жизни, быту, в чрезвычайных ситуациях, воинском деле. Проект способствует сплочению группы, развитию чувства товарищества, взаимовыручки.
Постановка проблемы
Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опасностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, морском деле так и у домашнего очага. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстро развязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад, верно служат нам и сегодня.
Одним из самых лучших, универсальных и надёжных узлов из всех, когда-либо придуманных людьми, является булинь (беседочный узел).
Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличительных качеств, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. Не смотря на то, что узел широко используется, не все в полной мере осознают его практическую значимость в туризме, при спасательных работах, ситуациях, возникающих в экстремальных условиях, в жизни, быту.
Опыт участия в туристско-краеведческих слетах, наблюдения в жизни показали, что многие участники соревнований успешно вяжут узел, но затрудняются завязать его на опоре. Мы часто наблюдаем, как люди не могут развязать бельевой шнур, надежно привязать веревку к дереву, и потом быстро ее снять. Почему? Не умеют на практике применять узлы, либо неправильно их вяжут.
Булинь, в отличие от других узлов, используют в различных целях, то есть он является универсальным узлом, проще говоря, многофункциональным.
В процессе работы над проектом мы должны выяснить, решить проблему - в чем заключается практическая ценность узла булинь, то есть доказать его универсальность. Каждый современный человек должен уметь крепить веревку к опоре специальным узлом. Незаменимым помощником в таких ситуациях является узел булинь. Проект дает возможность участникам приобрести практические навыки использования и применения узла, учитывая его универсальность (многофункциональность) в повседневной жизни, быту; смоделировать и проиграть сложные ситуации, в которых может оказаться каждый человек, передать эти знания своим сверстникам, товарищам, близким. Научится самому, передать знания другим - залог успеха каждого члена проектной группы.
Цель: доказать универсальность узла булинь, его практическую значимость, пользу.
Задачи:
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельный поиск информации по теме проекта;
-освоение знаний, умений, навыков практического применения узла, используя результаты исследований;
-моделирование ситуаций, с которыми может столкнуться человек в повседневной жизни, экстремальных условиях, умения самостоятельно решать поставленную проблему;
- создание атмосферы сотрудничества, воспитание взаимопомощи, взаимовыручки.
Стратегия достижения поставленной цели
Шаг первый - «Шевели мозгами»
Планирование проекта
-сбор проектной группы, знакомство со структурой проекта – пять «П»
Проблема (для чего? зачем?)
Планирование работы над проектом (каким способом, действиями?)
Поиск информации (какую информацию, где?)
Практическое применение результатов исследований ( что сделано?)
Презентация (что получилось?)
-постановка темы, проблемы, целей, задач проекта;
-разработка плана действий группы, распределение обязанностей, сроков реализации проекта, формулировка девиза проектной группы ;
-выбор тем исследований по проблеме; методов реализации проектов;
-выбор форм представления проекта (презентация исследовательских тем, практикум, моделирование ситуации, анализ, рефлексия участников).
Шаг второй - «Исследуем, познаем, практикуем»
Работа над проектом
-создание презентации «Булинь - уникальное изобретение человечества»;
-практикум «Научился сам, научи другого ».
Изучить материалы презентации, на практике исследовать свойства узла (многофункциональность, надежность, практическую ценность), применять полученные знания на практике, способы применения узла, показать его универсальность, пользу).
-моделирование экстремальных ситуаций;
-анализ результатов проекта, в соответствии с целью. Рефлексия участников проекта. Подведение итогов.
Шаг третий – «Мы представим и расскажем»
Защита проекта
-визитная карточка проекта;
-презентации «Булинь - уникальное изобретение человечества»;
-публичное представление результатов проекта;
-участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
Ожидаемые результаты
В процессе реализации проекта ожидаются следующие результаты :
- участники приобретут опыт участия в проектной деятельности;
-научатся добывать информацию из различных источников по теме проекта;
-оформлять результаты исследований в презентационные материалы;
-используя результаты исследований, познакомятся с историей возникновения узла, свойствами узла;
- приобретут практические навыки применения узла булинь в туристской практике, экстремальных ситуациях.
Перспективы проекта
Познакомить с проектом педагогов, обучающихся других туристских клубов.
Структура проекта 5 «П» |
Методы реализации проекта
«В жизни нам необходим узел всех узлов – булинь»
|